Пятница, 24.11.2017, 15:46

Главная | Регистрация | Вход | RSS
Наши цветы
Главная » Статьи » Парки и сады мира » Россия

Петергоф

 

Петергоф
Ковш Большого каскада.
Морской канал

Начало строительства Петергофа было положено закладкой весной 1714 года Верхних палат на вершине высокого (15 м) берегового уступа (где сейчас находится Большой Петергофский дворец) и малых палат непосредственно на берегу, у воды (будущий Монплезир). После этого была сооружена дамба, защитившая приморскую низменную полосу, т. е. территорию будущего Нижнего парка от вод Финского залива, прорублены просеки для парковых аллей, строится Большой каскад с каналом и малые канальца для отвода почвенных вод. Пришлось также повысить уровень земли на некоторых участках Нижнего парка и Верхнего сада. Одновременно завозилась плодородная земля для будущих цветочных партеров, производились первые посадки вдоль просек.

 

Ширина аллей и дорог, ограниченных шпалерами, была небольшой - от 2 до 5 метров. Большая часть деревьев была сохранена, их дополнили посадками сосен, лип, елей, пихт, вязов. В некоторых боскетах размещались плодовые деревья и кустарники - одна из характерных черт раннего Петергофа.

 

На первых этапах создания новой приморской резиденции работами руководили архитектор И. Браунштейн, приглашенный в Россию из Германии, садовых дел мастер голландец Л. Гарних-фельт, «комиссар» С. Павлов, помощник директора Канцелярии городовых дел У. А. Синявин.

С сентября 1716 года работами в Петергофе руководит Ж.-Б. Леблон, только что приехавший из Франции в Россию и назначенный на должность генерал-архитектора. По его указанию расширяется Большой канал и Монплезирская аллея, корректируются рисунок и конструкции ковша на Большом каскаде, планируются новые фонтаны и скульптурные группы.

С 1719 года, после смерти Леблона, проектирование и строительство шло под руководством итальянца Н. Микетти. Сформировались основные фонтанные композиции, каскады, их скульптурное убранство, строились парковые павильоны, беседки, ограды. Первые водоемы начали действовать уже летом 1721 года, когда по чертежам гидравлика В. Туволкова была построена сложная самостоятельная система забора воды с Ропшинских высот, находящихся в 24 км от Петергофа.

После победоносного завершения войны со Швецией работы в Петергофе пошли еще интенсивнее. Ежедневно на них было занято до 2-5 тысяч человек. Строится дворец Марли, павильон Эрмитаж в Нижнем парке, совершенствуется декоративное убранство канала.

В соответствии с замыслом Петра I оформление каскадов посвящается теме победы в Северной войне, выходу России к морям. Да и сама направленная от Большого каскада к берегу стрела главного канала с многочисленными фонтанами по обоим его берегам тоже воспринималась как символ прорыва страны в Европу.

 



Торжественное открытие «приморского парадиза» в августе 1723 года производит сильнейшее впечатление на приглашенных гостей. «Чужестранным» министрам были показаны 3 каменных дворца, 20 павильонов, Большой и Мраморный каскады, Большие, Менажерные, «Пирамида», «Сноп» и другие водометы (всего их было к этому времени 16). На террасах, вдоль аллей, среди фонтанов сверкали золоченые статуи, бюсты, вазы, перед дворцами расстилались яркие узорчатые цветники, подстриженные кустарники. Все это в целом воспринималось как наглядное подтверждение огромных возможностей преображенного государства, сулило новые художественные триумфы, ведь один из самых выдающихся дворцово-парковых ансамблей Европы был создан всего за 10 лет, причем его фонтанная система вообще не знала себе равных.


Наиболее законченная и сохранившаяся до наших дней часть раннего Петергофа — это дворец и сад Монплезир (франц.
mon plaisir - мое удовольствие), находящиеся непосредственно вблизи морского берега, восточнее канала. Умелое использование западноевропейского, в основном голландского, опыта в сочетании с русскими традициями позволило создать оригинальное произведение архитектуры и садового искусства, во многих своих чертах характерное именно для первых десятилетий XVIII века. С тех пор этот комплекс рассматривался как своего рода национальная реликвия, связанная с личностью Петра I.



Центральная часть дворца представляет собой «голландский» домик, выложенный красным кирпичом и увенчанный четырехъярусной черепичной кровлей. По обе стороны от него вдоль морской террасы расположены остекленная галерея и увеселительные залы — люстгаузы, которые были предназначены для выставки коллекций картин и прогулок в ненастную погоду. Галерея широкими проемами обращена одной стороной в сад, а другой — к заливу. Таким образом, она прекрасно связана с природным окружением. С террасы дворца, которая находится на мысе и несколько выдвинута вперед при помощи искусственной насыпи, видны крепость Кронштадт, высокие здания самой столицы, противоположный берег Финского залива.


Петергоф
Верхний сад. Партер
Планировка очень уютного Монплезирского сада проста. Он представляет собой четыре цветочных партера (общей площадью 30x32 м), разделенных крестообразно расположенными аллеями. Главными украшениями сада являются его фонтаны. Самый крупный из них — «Сноп», в нем мощная основная струя поддерживается двадцатью четырьмя малыми наклонными струями. Этот фонтан отмечает центральную точку всей композиции. Теме главного фонтана вторят малые, в каждом из которых водная завеса образует подобие колокола. На боковых аллеях установлены характерные для садов барокко фонтаны-шутихи.

Работы по устройству сада на основании лично выполненного Петром I эскиза осуществлялись в 1714-1716 годах. Была завезена растительная земля, разбиты аллеи и цветочные клумбы, высажены липы, клены, каштаны, сделаны геометрически четкие бордюры из самшита. Сад украсили свинцовыми позолоченными скульптурами и обнесли с трех сторон трельяжем. Несколько позже появились крытые аллеи-берсо вдоль периметра сада с зелеными аркадами, обращенными в сторону фонтанов.

 

Сад Монплезир настолько тесно связан с внутренними помещениями дворца, что может также рассматриваться как его зеленое фойе.

 

Одна из наиболее сохранившихся (точнее, полностью воспроизведенных) частей Петергофа — Марлинский ансамбль. Он расположен у западной границы парка, на берегу залива, за высоким насыпным валом и каменной подпорной стеной. Здесь находится сам дворец Марли («малые приморские палаты»), сады Венеры и Бахуса, Большой и Секторальный пруды.

 

Восточный сад дворца отражается в зеркале Большого пруда, имеющего форму прямоугольника (75x45 м). С вала в пруду можно видеть силуэт многоступенчатого Марлинского каскада «Золотая гора», расположенного на склоне высокой террасы, ограничивающей ансамбль с юга. Таким образом, Большой пруд является его центральным звеном, фокусной точкой архитектурной композиции. Интересно, что развитие ансамбля Марли и началось с создания этого пруда в 1720 году.


Петергоф
Монплезирский сад

Одновременно у западного фасада дома был устроен пруд полуциркульной формы. Он имеет вид нескольких водных зеркал-секторов, разделенных арочными мостами, сходящимися у центра вблизи фасада дома. Грунт, вынутый при строительстве прудов, был использован здесь же для насыпки земляного вала. Пруды имели не только декоративное, но и утилитарное значение в качестве садков для рыбы. Как и за несколько десятилетий до этого, в Измайлове, члены царской фамилии и их приближенные имели обычай колокольчиками сзывать рыбу для кормления.

 

Между Большим прудом и валом расположился так называемый сад Венеры. Это плодовый сад, где деревья находятся под защитой вала от северных ветров, в то же время хорошо освещаются солнцем с юга и востока. Он имеет строго регулярную планировку с главной осевой аллеей, проходящей параллельно берегу пруда и подпорной стене вала. В ее центре находится прямоугольная площадка с мраморной статуей римской богини, что и определило название сада. Фигурные лестницы в центре и по краям связывают его с прогулочной аллеей по верху вала. Убранство сада завершают ниши с вазами в подпорной стене, протяженная балюстрада, беседки.

Верхний сад в его первоначальном виде был создан в 1714—1724 годах. Контуры сада размером 15 гектаров отмечены еще в первых набросках Петра I, он же определил положение и очертания основных водоемов, включая центральный, где сейчас находится фонтан Нептун. Аллеи и цветочные партеры создаются мастерами Л. Гарнихфельтом и А. Борисовым. Однако богатое декоративное убранство композиции этой части ансамбля относится уже к следующему этапу развития, к 1730-м годам. Вначале же главное назначение Верхнего сада было техническим — это не столько парадный подъезд, сколько система водоемов, обеспечивающих действие фонтанов Нижнего парка.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Категория: Россия | Добавил: ourflo (27.11.2008)
Просмотров: 1100 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
 
Категории каталога
Розарии [4]
Австралия [2]
Англия / Шотландия / [26]
Северная Ирландия
Бельгия [1]
Ватикан [1]
Германия [10]
Ирландия [9]
Испания [2]
Италия [10]
КНР [9]
Марокко [1]
Монако [1]
Нидерланды (Голландия) [6]
Польша [2]
Португалия [1]
Россия [10]
США [9]
Таиланд [3]
Украина [11]
Франция [25]
Чехия [6]
Япония [2]
Поиск
Статистика

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz
Друзья сайта
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru