Пятница, 28.04.2017, 07:14

Главная | Регистрация | Вход | RSS
Наши цветы
Главная » Статьи » Великие люди » Отечественные

Кармазин-Каковский Всеволод Яковлевич

Кармазин-Каковский Всеволод Яковлевич
(1900-1982)

Кармазин-Каковский Всеволод Яковлевич

Всеволод Кармазин-Каковский опубликовал сотни искусствоведческих работ. Среди них большинство в области пейзажной архитектуры. Про деятельность автора в этой области написано и опубликовано немало. Но мало кто из специалистов знает про уникальный институт, который этот неутомимый человек основал и руководил им более 60 лет. Помог ему в этой работе его отец Яков Кармазин-Каковский (1862-1948), который вынашивал идею создания специализированного института на протяжении двадцати лет (1901-1921). Цели научно-исследовательского института пейзажной архитектуры (НИПА) можно кратко сформулировать так: раскрытие, изучение и использование потенциала объединенных факторов природы и искусства. Композиция архитектуры пейзажа состоит в витализации, эстетизации и в целом гармонизации окружающей среды и быта человека в ней. Это должно способствовать здоровой, уравновешенной и гармоничной жизни.


Всеволод Кармазин-Каковский родился в 1900 году. Получив хорошее образование, с 15 октября 1921 года был назначен ассистентом Института народного образования и Художественного института. Тогда же возникла художественная мастерская архитектуры пейзажей, которую возглавил он сам. Зарегистрировали мастерскую как Ателье-лабораторию пейзажной архитектуры (АЛПА). На качество лаборатории оказало влияние то, что на работу поступало много опытных специалистов, и, кроме того, двадцатилетний опыт отца руководителя - Якова Кармазина-Каковского, который при этом был внештатным профессором высших школ и преподавал факультативный курс “Свет и цвет”, а также проектировал усадьбы и парки. Ателье имело творческие связи с кафедрой архитектуры профессора С. Новаковского в Варшаве и с творческим ателье известного украинского профессора архитектуры В. Кричевского в Киеве. Положительно оценивали деятельность Кармазина-Коковского академик архитектуры Заболотный (Киев), Гинзбург (Москва), Марку (Бухарест), доктора архитектуры Ильин и Дюбяго (С.-Петербург). Кармазин-Каковский, начиная с 1921 года, стал активно разрабатывать факультативные и программные курсы для высшей школы: “Эстетическая география украинской этнографической территории и всего мира” (Одесса, 1922). В 1928 году В. Кармазин-Каковский защитил диссертацию при Академии наук на тему: “Искусство украинской хаты среди народного жилья других славян”.


В течение 1927-1931 гг. (через 10 лет после окончания факультета архитектуры (1917—1921)) Кармазин-Каковский закончил факультет графики. Учился он у шведа В. Заузе, который очень любил украинскую природу, был убежден, что все сельское хозяйство, включая лесоводство, должно согласовывать утилитарные насаждения и строительство с красотой. Основным направлением работы НИПА, в который была преобразована АЛПА, кроме проектирования, была историко-теоретическая тема: “Пейзажи витализации, эстетизации, гармонизации”, в развитие которой велись опыты: современное состояние и развитие фитопейзажей (исторические стили и гармония фитопейзажей), гармония света и цвета, терапевтический потенциал композиции фитопейзажей (фитотерапия, сильвотерапия). В 1931 году Кармазин-Каковский получил приглашение в Харьковский художественный институт и там, вместе с деканом архитектурного факультета профессором архитектуры Константином Жуковым, основал впервые на Украине факультет архитектуры пейзажей и стал вести основную дисциплину “Архитектура пейзажей: история, теория и практика проектирования”. Институт пейзажа, которым руководил Кармазин-Каковский, в 1931 году организовал четыре филиала: два в Харькове, один в Киеве и один в Ялте. В Ялте филиал представлял собой базу для практики студентов пейзажно-архитектурного профиля для разработки дипломных проектов по садам и паркам курортов Крыма. В результате учебы в аспирантуре в Харькове была разработана и в 1941 году защищена диссертация на тему: “Пейзаж; в архитектуре проблема зеленых зон городов и курортов”. В Одессе в 1943 году была защищена еще одна диссертация “Ландшафт как объект архитектурной композиции: проблема единства в эстетике культивированной природы”. Этот период в творчестве мастера обозначился активными научными и проектными разработками на тему “природа + искусство”. Румынская администрация во время оккупации Одессы возобновила деятельность НИПА, которому было поручена реставрация некоторых садов. Художественный институт Одессы был преобразован в Академию искусств. В нем был открыт факультет пейзажной архитектуры, студенты которого проходили проектную практику в НИПА.


В 1944 году, в связи с приближением фронта, Академия искусств и НИПА были эвакуированы в Западную Румынию (Банета), где продолжили свою работу. В этот период возобновилась разработка темы, начатой еще отцом Владислава: гармония света и цвета и воздействие их на состояние человека. Во время этих исследований появились новые понятия: пейзажно-профилактические, а затем пейзажетерапия, маринотерапия, сильвотерапия, специотерапия — лечение пространством и, наконец, колоритотерапия. Разработки Института пейзажа заинтересовали специалистов Западной Европы и США. В США в Академии клинической биохимии были проведены лабораторные исследования, которые подтвердили эффективность использования пейзажей в лечении человека. В 1978 году в Бухаресте вышла книга В. Кармазина-Каковского “Пейзаж эстетический оздоровительный”. Последней в жизни мастера работой, подготовленной в Мюнхенском университете в 1982 году для издания, была “Пейзаж приморского курортного побережья (по материалам маринотерапевтического и сильво-терапевтического опыта за 50 лет. 1932-1982 гг.)”.


Во Львове у Татьяны Максимюк, которая любезно предоставила материал для статьи, хранится бесценная рукопись В. Кармазина-Каковского “Архитектура курортных фитоландшафтов”, ждущая своего издания. Подводя итог деятельности профессора, доктора Всеволода Кармазина-Коковского, работника Института гигиены в Яссах
Академии медицинских наук Румынии, доктор Юлий Ницулеску сказал следующее: “Каждый созданный пейзаж представляет оздоровительный потенциал, часто большой силы, возможности которого необходимо использовать для улучшения здоровья человека”.


По материалам журнала “Ландшафт плюс”

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Категория: Отечественные | Добавил: ourflo (29.11.2008)
Просмотров: 897 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
 
Категории каталога
Отечественные [11]
Зарубежные [2]
Поиск
Статистика

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz
Друзья сайта
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru