Вторник, 27.06.2017, 16:54

Главная | Регистрация | Вход | RSS
Наши цветы
Главная » Статьи » Великие люди » Отечественные

Коржев Михаил Петрович

Коржев Михаил Петрович
(1897 – 1984)

Коржев Михаил Петрович

Окончил ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) в 1926 году, получил звание архитектора-художника, тема дипломного проекта – Международный Красный стадион в Москве. Обучался в мастерской Н.А.Ладовского. В 1927 году поступил  в Аспирантуру архитектурного факультета ВХУТЕМАСа.

 

В студенческие годы успешно выполнял эскизы на выявление и выражение массы и веса, на выявление формы, конструкции, динамики, ритма, отношений и пропорций на плоскости. Благодаря этому,  по рекомендации Ладовского, еще будучи студентом, преподавал студентам младших курсов дисциплину «Пространство» по так называемому психоаналитическому методу в основном факультете ВХУТЕМАСа вместе с В.Ф.Кринским и своими сокурсниками М.А.Туркусом и И.В.Ламцовым.

 

В 1923 году принимал участие под руководством архитектора А.М.Рухлядева в проектировании раздела «Старая и новая деревня»  Всероссийской сельско-хозяйственной и кустарно-промышленной выставки.

 

В 1924 году  вместе со своими сокурсниками по мастерской Ладовского – М.А.Туркусом, И.В.Ламцовым, В.Н.Симбирцевым, А.Е.Аркиным, Г.Т.Крутиковым и другими – принял участие в конкурсе на архитектурный проект Международного Красного стадиона на Воробьевых горах, проводимом среди студентов. Проект Михаила Петровича был отмечен премией. Под руководством Ладовского этот коллектив разработал проект окончательного варианта стадиона,  который получил Гран-при в Париже в 1925 году.

 

Во время учебы вместе со своим руководителем мастерской Н.А.Ладовским и многими коллегами принял участие в создании Ассоциации новых архитекторов – АСНОВА, где был на главных ролях. Достаточно перечислить имена тогдашних студентов и архитекторов, которые входили в эту общественную профессиональную организацию, чтобы понять ее влияние на развитие советской архитектуры еще до создания Союза архитекторов СССР. В.С.Балихин, Л.М.Лисицкий, К.С.Мельников, В.Ф.Кринский, А.М.Рухлядев, М.П.Коржев, Т.Н.Варенцов, А.Я.Карра, М.А.Туркус, И.В.Ламцов, А.В.Бунин, Л.С.Залесская, М.Г.Круглова, Г.Т.Крутиков, В.А.Лавров, В.А.Мыслин, М.И.Прохорова, О.А.Иванова.

 

По окончанию ВХУТЕМАСа – собственная мастерская, преподавание в ВХУТЕИНе дисциплины «Архитектурное пространство», в 1927-1930 годах – аспирантура Московского архитектурного института. В 1929 – 1932 годах Михаил Петрович работает в Проектном бюро ЦПКиО вместе с бывшими соратниками по мастерской Ладовского – Л.С.Залесской, М.И.Прохоровой,  И.П.Кычаковым, А.С.Коробовым под руководством сначала Л.М.Лисицкого, а затем К.С.Мельникова над малыми архитектурными формами парка. Многочисленные проекты того времени, в том числе конкурсные – конкурс на павильон Торгпредства СССР в Страсбурге, Франция, 1929 год – одна из трех премий, конкурс на    Дом промыщленности в Москве (совместно с Л.М.Лисицким, Л.С.Залесской и М.И.Прохоровой) конкурс на здание Академии наук в Минске, 1930 год (совместно с Л.С.Залесской и М.И.Прохоровой), конкурс на Дворец культуры Пролетарского района (1-й тур совместно с  Н.А.Быковой, А.С.Коробовым, Ю.К.Спасским, М.А.Туркусом, 2-й тур совместно с Г.Т.Крутиковым и С.А.Лопатиным), конкурс на синтетический театр в Свердловске, 1931 год (совместно с Л.С.Залесской, М.И.Прохоровой и М.А.Туркусом).

 

1932 год – год создания на платформе ВОПРА – Всесоюзного объединения пролетарских архитекторов – Союза архитекторов СССР. Михаил Петрович вместе со своими коллегами по АСНОВА  в течение года противится вхождению во вновь созданную профессиональную общественную организацию, взгляды и направление творческой деятельности которой пока не разделяет.

 

1932 и последующие два года – работа в Госзеленстрое. Опять коллеги по АСНОВА, преимущественно выпускники мастерской Ладовского. Новые проекты парков – Саратовский ПКиО (соавтор А.С.Коробов),  ПКиО в Минске (соавторы Л.С.Залесская, М.И.Прохорова, Л.Е.Розенберг), ПКиО в Новосибирске (конкурс), Сталинградский ПКиО (вновь с А.С.Коробовым), ПКиО в Электростали (совместно с В.И.Добрецовым), парк в Воронеже (совместно с М.И.Прохоровой), Схема озеленения Саранского пеньково-джутового комбината. Тогда же, в 1932 году, началась совместная с М.И.Прохоровой работа над Измайловским ПКиО, продолжавшаяся 17 лет. Об этом периоде творческой деятельности - читай статью М.П.Коржева  «История планировки Измайловского ПКиО» в сборнике НИИ культуры «Парк и отдых»,1976 год.

 

В 1935 году – переход в Планировочные мастерские Моссовета.   Здесь в мастерской №6 вместе с М.И Прохоровой он продолжает работу над Измайловским ПКиО, а потом в мастерской №5 разрабатывает проект парка на берегах вновь создаваемого в системе канала имени Москвы Химкинского водохранилища. Далее – мастерская садов и парков под руководством архитектора В.И.Долганова, и вновь работа над Измайловским ПКиО вместе с М.И.Прохоровой до 1938 года, когда их проект генерального плана утвержден и активно реализуется в западной части парка. Последний генеральный план Измайловского ПКиО они разработали и утвердили в 1948 году. И все, что на сегодня мы можем видеть достойного в области ландшафтной архитектуры на территории парка – это заслуги Михаила Петровича и Милиции Ивановны. После реализации, хотя и не в полном объеме, столь грандиозных преобразований в Измайловском ПКиО больше не проходило.

 

В период подготовки Москвы к празднованию 800-летия основания Михаилом Петровичем  был выполнен и реализован проект благоустройства территории на Петровке от Кузнецкого моста до Пименского переулка. Там на месте снесенной старой застройки возник хорошо и озелененный участок с популярным в течение почти 4-х десятилетий кафе «Дружба». И лишь в начале этого века на его месте возник т.н. «Дом Берлина».

 

С 1949 года М.П.Коржев вместе с В.И.Долгановым и М.И.Прохоровой работают в архитектурно-планировочной мастерской Управления по делам архитектуры Моссовета над дальнейшим развитием системы озеленения города в составе очередного генерального плана Москвы на новый расчетный период. Тогда, по предложению В.И.Сталина, расчетный срок был определен в 10 лет, т.е. на 1950 – 1959 годы.

 

Почти одновременно началась совместная с М.И.Прохоровой работа   над озеленением территории МГУ на Ленинских горах – над самым грандиозным проектом всей его творческой жизни. К 1954 году проект был полностью реализован. И даже сейчас, спустя полвека, мы можем увидеть и оценить этот удивительно масштабный и величественный объект, ставший настоящим памятником московского садово-паркового искусства советского периода.

 

Не покидая мастерской озеленения образованного в 1951 году Института генерального плана Москвы, Михаил Петрович  руководит Сектором благоустройства и озеленения населенных мест НИИ градостроительства Академии архитектуры СССР. Результатом его деятельности в этот период стало пособие по проектированию «Озеленение советских городов», выпущенное Госстройиздатом в 1954 году. В этом пособии под его руководством   подытожена практически вся проектная деятельность не только самого Михаила Петрович, но и специалистов всей страны в области, которую сегодня мы называем ландшафтной архитектурой за предшествующие полвека.

 

С 1957 года началась длительная работа Михаила Петрович над проектом развития для массового отдыха территории Клязьминского лесопарка, включающего и известный Лосиноостровский лесной массив и охватывающий территорию почти в 6 тысяч гектар. Совместно с рядом специалистов-лесоводов им были произведены экспериментальные посадки насаждений на ряде участков, которые его коллеги по настоящее время называют «Коржевскими» в знак признания его профессионализма.

 

В мастерской В.И.Долганов М.П.Коржев работает до 1961 года, до времени перевода этой мастерской во  вновь образованный Институт по проектированию внешнего благоустройства и озеленения ГлавАПУ города Москвы, именуемый в настоящее время ГУП «Моспроект – 3».

 

В 60-70-е годы Михаил Петрович сотрудничает с НИИ культуры при Министерстве культуры РСФСР, ведет большую общественную работу в Союзе архитекторов СССР совместно с Л.С.Залесской и во Всесоюзном обществе охраны природы.

 

Внешний облик Михаила Петровича очень удачно отобразил в своем триптихе его сын, известный советский художник Гелий Михайлович Коржев, в образе Дон Кихота. Вероятно те, кто хорошо знал Михаила Петровича и его многолетнюю деятельность, согласятся с такой меткой оценкой этого  бесспорного «патриарха» советской ландшафтной архитектуры. 


Заслуженный архитектор РСФСР,
Почётный архитектор России,
Лауреат премий СМ СССР и Москвы
Иванов В.И.
Фото - © МУАР

ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ И ПОСТРОЙКИ

Раздел «Старая и новая деревня»  на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве (под руководством арх. Рухлядева А.М.), 1923 год.

 

Конкурсный проект Международного Красного стадиона на Воробьевых горах в Москве (совместно со студ. Туркусом М.А., Ламцовым И.В., Симбирцевым В.Н., Аркиным А.Е., Крутиковым Г.Т. и другими), 1924 год.

 

Дипломный проект – Международный Красный стадион в      Москве, 1926 год.

         

Малые  архитектурные формы и праздничное оформление для Московского ЦПКиО (под руководством Лисицкого Л.М., а затем Мельникова К.С. совместно с арх. Залеской Л.С., Прохоровой М.И., Кычаковым И.П., Коробовым А.С.),  1929 – 1932 годы.

 

Конкурсный проект на павильон Торгпредства СССР в Страсбурге, Франция, 1929 год.

 

Конкурсный проект на Дворец культуры Пролетарского района в Москве, 1-ый тур (авторский коллектив АСНОВА в составе арх. Быкова Н.А., Коржев М.П.,  Коробов А.С., Спасский Ю.К., Туркус М.А.), 1930 год.

 

Конкурсный проект на Дворец культуры Пролетарского района в Москве, 2-ой тур  (совместно с арх. Крутиковым Г.Т.и Лопатиным С.А.), 1930 год.

 

Конкурсный проект на Дом промыщленности в Москве (совместно с  арх. Лисицким Л.М., Залеской Л.С. и Прохоровой М.И.), 1930 год.

 

Конкурсный проект на здание Академии наук в Минске (совместно с арх. Залеской Л.С. и Прохоровой М.И.), 1930 год.

 

Схема озеленения Сталинграда (в соавторстве с арх. Коробовым А.С.), 1931 год.

 

Конкурсный проект на синтетический театр в Свердловске (совместно с арх. Залеской Л.С., Прохоровой М.И. и Туркусом М.А.), 1931 год.

 

Саратовский ПКиО (совместно арх. Коробов А.С.),  1932 год.

 

ПКиО в Минске (совместно с арх. Залеской Л.С., Прохоровой М.И., Розенбергом Л.Е.), 1932 год.

 

Конкурсный проект ПКиО в Новосибирске, 1932 год.

 

Сталинградский ПКиО (совместно с арх. Коробовым А.С.), 1932 год.

 

ПКиО в Электростали (совместно с  арх. Добрецовым В.И.), 1933 год.

  

Парк в Воронеже (совместно с арх. Прохоровой М.И.), 1933 год

 

Схема озеленения Саранского пеньково-джутового комбината, 1933 год.

 

Генеральный план Измайловского ПКиО имени Сталина И.В. в Москве (в соавторстве с арх. Прохоровой М.И.), 1932 – 1948 годы.

 

Проект парка на берегах Химкинского водохранилища, Москва, 1934 год.

             

          Реконструкция Александровского сада в Москве. 1939 год.

 

Сад Поспредства Украинской ССР, Москва, Леонтьевский пер., д.18, 1945 год.

             

Благоустройство и озеленение территории на Петровке у кафе «Дружба» (от Кузнецкого моста до Пименского переулка), Москва, 1946 год.

 

Сад Музея Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва, ул. Волхонка, д.12, 1947 год.

 

Сквер «Девичье поле» (в соавторстве с арх. Белозерским Б.В. и Чаплиной С.В.), Москва, 1948 год.

             

Генеральный план Петровского парка на Ленинградском шоссе, Москва, 1948  год.

 

Сад Музея А.С.Пушкина, Москва, ул. Пречистенка, д.12, 1948 год

 

Схема озеленения в генеральном плане Москвы на 1950–1959 годы (в соавторстве с арх. Долгановым В.И.), 1949 год.            

              

Озеленение территории МГУ на Ленинских горах (в соавторстве с    арх. Прохоровой М.И.),  1950 – 1953 годы.

 

Генпланы Клязьминского лесопарка и Лосиноостровского лесного массива – экспериментальные посадки (совместно с инж. Пряхиным В.Д.), Москва, 1957-1960 годы.

 

Генеральный план города-спутника Москвы – Зеленограда, схема озеленения (совместно с И.Е Рожиным, И.А.Покровским и др.),

1959 – 1960 годы.


ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ, БИБЛИОГРАФИЯ


Каким будет Центральный парк культуры и отдыха. «Строительство Москвы», 1931 год, № 12 (в соавторстве с арх. Лунцем Л.Б.).

 

Принципы организации парков культуры и отдыха (рукопись), Академия коммунального хозяйства, Москва, 1933 год (в соавторстве с арх. Лунцем Л.Б. и Прохоровой М.И.).

 

Парк при Химкинском водохранилище. «Строительство Москвы», 1934 год, №12, стр. 23-26

 

Воронежский парк культуры и отдыха, как тип овражного парка. «Планировка и строительство городов», 1934 год, № 6, стр. 25-30 (в соавторстве с арх. Прохоровой М.И.).

 

Парк имени Сталина в Измайлове.  «Архитектура СССР», 1935 год,       № 10-11, стр. 51-54 (в соавторстве с арх. Прохоровой М.И.)

 

Проектирование парка им. Сталина в Москве.  «Планировка и строительство городов», 1935 год, № 6, стр. 19-23 (в соавторстве с арх. Прохоровой М.И.).

 

Сборник «Проблемы садово-парковой архитектуры», Издательство Всесоюзной академии архитектуры, Москва 1936 год, 348 стр., председатель редакционной комиссии.

 

Павловский парк. Сборник «Проблемы садово-парковой архитектуры», Издательство Всесоюзной академии архитектуры, Москва 1936 год, стр. 189-221.

 

Парк ЦДКА Первомайского района. «Строительство Москвы», 1937 год, № 10 (в соавторстве с Прохоровой М.И.).

 

Зелёное строительство в Москве.  Издательство «Московский рабочий», Москва, 1938 год, стр. 69 (в соавторстве с арх. Долгановым В.И. и Прохоровой М.И.).

 

Архитектура парков СССР. Издательство Академии архитектуры СССР, Москва, 1941 год (в соавторстве с арх. Прохоровой М.И.).

 

Озеленение жилого квартала. Государственное издательство архитектуры и градостроительства, Москва, 1950 год (в соавторстве с арх. Чаус Е.П.).

 

Озеленение зданий вьющимися растениями (вертикальное озеленение). Государственное издательство архитектуры и градостроительства, Москва, 1950 год, стр. 172 (в соавторстве с Базилевской Н.А., Прохоровой М.И., Матвеевым С.И., Пряхиным В.Д.).

 

Озеленение советских городов (пособие по проектированию). Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, Москва, 1954 год, стр. 186.

 

Садово-парковое искусство Румынии  (в соавторстве с инж. Лунёвой З.С.).  «Городское хозяйство Москвы», 1958 год, № 3, стр. 38-39.

 

Москва. Планировка и застройка города. 1945-1958. руководитель раздела «Вопросы озеленения» Долганов В.И., соавторы,  М.И.Прохорова,  Ю.С.Гриневицкий. Госсторойиздат,1958 , 216 стр, стр. 157 – 214 (с иллюстр. и фото).

 

Терминология в ландшафтном искусстве. Сборник «Ландшафтная архитектура», Москва, Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1963 год, стр.193-202.

 

Парки культуры и отдыха и исторические парки нашей страны (тезисы доклада). Материалы Всесоюзного совещания «Планировка, благоустройство и строительство парков культуры и отдыха», Москва, 1971 год,  НИИ культуры Министерства культуры РСФСР, стр. 52-64.

 

Из истории планировки первого советского парка. Сборник «Парк и отдых», НИИ культуры Минкультуры РСФСР, Москва, 1977 год, т.51, стр. 275-303.

 

История планировки Измайловского парка культуры и отдыха. Сборник «Парк и отдых», НИИ культуры Минкультуры РСФСР, Москва, 1978 год, т.76, стр. 349-372.

 

Василий Иванович Баженов. Сборник «Парк и отдых», НИИ культуры Минкультуры РСФСР, Москва, 1980 год, т.94, стр. 149-151 (в соавторстве с Петоян Е.М).

 

Андрей Тимофеевич Болотов. Сборник «Парк и отдых», НИИ культуры Минкультуры РСФСР, Москва, 1980 год, т.94, стр. 154-160 (в соавторстве с Петоян Е.М).

 

Николай Александрович Львов. Сборник «Перспективы и проблемы культуры», НИИ культуры Минкультуры РСФСР, Москва, 1982 год.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Категория: Отечественные | Добавил: ourflo (29.11.2008)
Просмотров: 931 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
 
Категории каталога
Отечественные [11]
Зарубежные [2]
Поиск
Статистика

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz
Друзья сайта
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru