На этом месте в 1218 году Святой Франциск основал монастырь, который своим названием обязан болотному растению (Scarza), - святой использовал его для строительства своей избушки. Он сажал здесь также лавр, розовые кусты и поддерживал водный источник. В церкви находится фреска середины XIII века, на которой изображен Святой Франциск в состоянии левитации.
В 1956 году монастырь купил миланский архитектор Томасо Бузи (1900-1981) и реставрировал его. Рядом с монастырем он спроектировал и построил свой Идеальный город в виде театра. Это город содержит в себе 7 зданий из различных исторических мест. Здесь есть мечеть, православный храм, католический собор и другие религиозные здания. В самой высокой точке располагается Акрополь. Здания внутри пустые, как термитники. Стиль Бузи сопоставим более всего с неоманьеризмом.
Мне удалось побывать внутри этого "идеального города". Это путешествие напоминало компьютерную игру – бродишь по загадочным лабиринтам и лестницам, ведущим во всех направлениях, обнаруживаешь загадочные знаки, фигуры чудовищ, везде есть какая-то диспропорция, и тебя охватывает некоторое беспокойство: а сможешь ли найти отсюда выход? Иногда приходится протискиваться в узкие щели. Поднявшись по винтовой лестнице, можно рассмотреть сад с высоты.
Весь сад – это рассказ о человеческой сущности, о душе и вечности. Эзотерикой насыщен каждый его уголок. Экскурсию по саду проводил племянник Томасо Бузи, который сейчас живет в замке. Первым делом он сказал, что жить здесь согласится только сумасшедший, в чем можно было убедиться во время экскурсии
.
Одна из главных точек сада – бассейн, от которого отходят три дорожки. Они символизируют земной путь человека. Самая короткая и простая – путь к богатству и славе, средняя – путь любви. Эта дорожка приводит в символической ладье, которую нельзя разглядеть целиком, она прячется в зарослях и сделана в виде беседки, но безошибочно угадываются нос и корма. И самая длинная и сложная дорога – дорога веры. На этом пути мы встречаем множество преград, лабиринтов и испытаний. Над бассейном установлена скульптура – песочные часы без песка. Они символизируют отсутствие времени, так как душа живет вечно.
В "идеальном городе" есть место, показывающее рождение человека. За огромной женской фигурой без головы есть пространство. Здесь на полу устроен мелкий бассейн каплеобразной формы. В нем мозаикой выложена фигура человека. Он выходит в мир из тела матери. Душа спускается сверху. Дальше у нас есть возможность остаться внизу со своими низменными желаниями или подниматься вверх, к богу, к истине. Это восхождение тоже сопряжено с трудностями, их символизируют кирпичные колонны, которые встают на пути. В конце этого пути мы попадаем в храм. Рельеф Италии помогает показать эти идеи, дорожка то спускается вниз, то поднимается вверх.
Ла Скарцуола, наверное, самый необычный сад, который мне довелось видеть. Он оставляет сложные впечатления, заставляет задуматься о вечном…