Кинта-да-Регалейра - самое романтичное местово всей Синтре.Городок Синтра и окружающий ландшафт включены ЮНЕСКОв Список всемирного наследия. Не много на земле найдется мест, где так сочетаются природная красота и красота творений человека.
Владение Кинта-да-Регалейра представляет собой один из самых удивительных памятников горной цепи Синтра. Расположенная за пределами исторического центра города, Кинта-да-Регалейра была построена в период с 1904 по 1910 год, в последние годы существования португальской монархии.
Эта романтическая, полная загадок усадьба, однажды принадлежавшая Виконтессе Регалейры, впоследствии была куплена доктором Антониу Авгушту Карвалью Монтейру (1848-1920). Владелец огромного состояния, умноженного в Бразилии благодаря монополии на торговлю кофе и драгоценными камнями, благодаря которому он получил свое прозвище - Монтейру - Миллионщик, был человеком культурным и высокообразованным. Одаренный духом исследователя, филантроп и известный коллекционер, обладающий огромной частной библиотекой,Карвалью Монтейру, купив усадьбу в Синтре, решил превратить ее в Эдем - райский сад, в центре которого находился бы некий дворец философии.Синтра великолепно подходила для воплощения его замысла. Во-первых, там жили многие представители знати, включая королевскую семью.Во-вторых, только природные условия Синтры позволяли неподалеку от Лиссабона создать задуманный им роскошный многоярусный парк, террасами спускающийся по склонам холма.
Приглашенный итальянский архитектор, художник и сценограф Луиджи Манини, не только по достоинству оценил природу и ландшафт Синтры, но, видимо, разделял философские и эстетические вкусы Карвалью Монтейру, создав ансамбль, в котором переплелись искусство и мистерия... Здание дворца, выдержанного в чисто португальском духе, поистине прекрасно - потемневший от времени и влаги белый камень особенно романтично смотрится на фоне яркой тропической зелени.Манини неплохо изучил особенности стиля мануэлино, включающего обилие резьбы по камню, изображения растений, маленькие витые колонны,дополнив его изваяниями животных и антропоморфных существ, в том числе фигурами фантастических монстров, напоминающих гигантских кроликов, поместив их на крыше дворца.
Парк Регалейры задумывался как Эдем - райский сад. А разбросанные по нему на разных уровнях балконы, бельведеры, беседки, гроты, скульптуры и крошечные озера имеют свой смысл. Этот сад представляет собой свой микро мир, постройки которого, пещеры, гроты и колодцы с потайными ходами наделяют его таинственностью и загадкой.
Путешествуя по террасам паркаможно обнаружить взаимосвязь с мифологией, с мифами об олимпийских богах, с творениями Вергилия, Данте, Камоэнса, христианским учением. Так, египетский домик с мозаичным изображением священного ибиса, символизирует древние культы. Скульптура Леды, держащей в руке голубя, у входа в один из гротов, и Зевса на краю крошечного озерка в облике лебедя, щиплющего ее за ногу, как бы воплощают языческое видение непорочного зачатия. Помимо античных мифов, Карвалью Монтейру был и знатоком поэзии. Переход с одной террасы парка на другую - сродни кругам в "Божественной комедии": ад, чистилище, рай. Вот грот с каменной скамейкой. Он украшен статуей Беатриче, а по краям скамьи, на которой высечено число "515", восседают две гончих... “Пятьсот пятнадцать, вестник Бога...” - это из последней песни "Чистилища". А гончая - символ вестника Бога, который объявляет о пришествии Святого Духа и спасении христианства
.
И чтобы все понять в Регалейре, надо прекрасно разбираться в философии, мифологии, поэзии и португальской истории, которым, не без участия сценографа Манини, придана еще и театральность. Но даже если и не знать всего скрытого смысла таинственных символов, все равно невольно осознаешь, что здесь ничто не появилось случайно или из чисто эстетических соображений, а все выстроено именно в какой-то зависимости. Даже экзотические растения собраны здесь с определенным умыслом: привезенные из Бразилии, они включают едва ли не все виды из тех, что упоминает португальский поэт Камоэнс.
Вот у склона горы пруд, в который со скал сбегает вода. Посреди него брошены плоские камни - ступая по ним, можно попасть к входу в грот, скрытый изгибом склона и падающей сверху водой. Но не все так просто - камни положены так, что лишь зная, с какой ноги начать по ним шагать, можно добраться до входа...
На одной из террас стоит часовня - творение в стиле неомануэлино. Справа от входа - неприметный проход к потайной винтовой лестнице, ведущей к верхнему ярусу тридцатиметрового колодца, уходящего в недра горы. Спиральная галерея, идущая вокруг него, имеет девять уровней, поддерживаемых резными каменными колоннами. В каждом пролете - пятнадцать ступеней. Эти девять уровней, символизируют девять кругов ада, девять кругов чистилища и девять кругов рая, описанных Данте. Все построено на единстве противоположностей: небо - преисподняя, ад - рай, этот мир и «мир потусторонний», который соседствует с райским садом Карвалью Монтейру. Выложенный на дне колодца огромный крест тамплиеров, вписанный в восьмиконечную звезду - герб Монтейру, "сияющий треугольник"- символ масонства на стене склепа - тоже подтверждение значимости всех этих символов. Этот "Колодец посвящения", самая загадочная из всех диковинок Регалейры. Был ли Карвалью Монтейру масоном или членом какого-то тайного ордена - неизвестно: пока не найдены документы, которые бы подтверждали это. Да и вряд ли это можно будет узнать когда-то наверняка.
Ясно одно - если бы не склонность Карвалью Монтейру к философии и мистике, Регалейра вряд ли бы стала тем удивительным миром знаков и символов, дорог посвящения.
Власти Синтры в 1997 году приобрели Регалейру, чтобы сделать ее музеем. И все же, несмотря на то, что еще в 1995 году усадьба была включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, над усадьбой Карвалью Монтейру по-прежнему висит полог тайны.
“Здесь встречаются небеса и земля и сливаются друг с другом в осязаемой реальности, которая царит над Красотой, Архитектурой и Музыкой”